Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
№ 28" города Ярославля

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
№ 28" города Ярославля

Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы по формированию мелкой моторики.

            Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и с трудом проникло в сознание педагогов. /Н.А.Бернштейн/
 
            Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастрества в детской руке, тем он умнее. /В.А.Сухомлинский/
            Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Речь его становится четкой, ритмичной, яркой, развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Пальцы и кисти приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение навыком письма.
            Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кистей рук необходима тренировка всех типов составляющих: сжатие, растяжение, расслабление, а также развитие изолированного движения каждого из пальцев.
            Виды упражнений, их цель:
  1. Расслабляющие – способствуют нормализации мышечного тонуса (поглаживания, растирания)
  2. Динамические – направлены на развитие подвижности пальцев (пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика)
  3. Статические – направлены на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении (покажи зайку, козу, собаку и т.п.)
Мало заставить ребенка выполнять упражнение, надо, чтобы оно было ему интересно и непременно подкреплено речевым материалом. Упражнения должны быть разнообразными, эмоционально приятными, неутомительными.
Упражнения для пальцев надо проводить регулярно, на каждом занятии. Их продолжительность зависит от возраста детей:
- во 2 младшей группе – 3-5минут
- в средней и старшей группах – до 10 минут
- в подготовительной группе – 10 минут
Совершенствуя движения рук, мы развиваем следующие психические процессы:
- произвольное внимание,
- логическое мышление,
- зрительное и слуховое восприятие,
- память, речь детей.
            Кроме того, у детей развивается умение действоватьпо словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за своими действиями.
Виды деятельности:
  1. Самомассаж:
1)зубной щеткой растирать пальцы от подушечек к основанию.

«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.»
 
2)Массаж пальцев и ладоней мячиком-ежиком:
«Мячик мой не отдыхает,
По ладошке он гуляет,
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево, как хочу,
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.»
 
3)массаж 6-тигранным карандашом:
«Карандаш  в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.»
 
4)массаж четками (бусами)- перебирание четок развивает пальцы, успокаивает нервы, можно считать бусинки – в прямом и обратном порядке.
«Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.»
 
5) «узелки» (вариант четок) –перебирать узелки на веревочке, называя поочередно дни недели, месяцы и т.п.
6) использование бельевых прищепок – ими поочередно «кусать»  ногтевые фаланги :
«Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь от наших лап!
 
  1. Пальчиковые упражнения.
  1. «Прогулка» – нужен лист с клетками – по нему «ходить» указательным и средним пальцами, средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки – поочередно и вместе.
« – Кто идет?
- Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град.
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.»
 
«На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем,
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.»
 
  1. «Лыжники» – нужны две большие пуговицы с углублением посередине – «встать» в них указательным и средним пальцами и двигаться как на лыжах:
«Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе .
Что помогло мне в этом ? … (лыжи)»
 
«Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?» (лыжники)
 
«Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.» (лыжи)
 
  1. «Волшебные превращения веревочки» – из веревочек разной длины и цвета выкладывать на столе фигуры (цветы, животные, геометрические фигуры и т.д.), заплетать косички.
  2. «Музыканты» – нужна «клавиатура» – поролон с наклеенными на него пуговицами – нажимать на них пальцами сначала одной руки, потом другой, потом – вместе.
  3. «Фокусник» – скомкать салфетку или платок пальцами в ладонь (кусочки не должны торчать из кулака)
  4. «Крупотерапия» – насыпать на цветную тарелку слой манной крупы – пальцем «рисовать»
 - перебирать разные виды крупы
 - искать спрятанные в миске с крупой мелкие игрушки
- массаж ладоней горошиной
- выкладывание узоров, букв, цифр из гороха
            7) техника «изонить» – нитяная графика (плетение), основа – картон
 
            Кроме того можно использовать:
- пальчиковый театр – на разные сюжеты;
- рисование различными способами (пальцем, кисточками, веревочками,         зубными щетками и т.п.);
- лепка с использованием природного материала;
- аппликации разного вида;
- песочная терапия – игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение;
- выкладывание узоров из счетных палочек или спичек (по образцу и свободно);
- различные виды шнуровок;
- расстегивание и застегивание пуговиц;
- постройки из кубиков, конструктора, выкладывание мозаики;
- вышивка, вязание.
 
            Помимо всего вышеперечисленного используются пальчиковые игры с применением стихотворного материала (который желательно подбирать к лексическим темам ).
 
            Вывод: Игры и упражнения с пальцами :
- развивают мелкую моторику рук,
- стимулируют речевое развитие,
- повышают работоспособность головного мозга,
- оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм,
- дают возможность ребенку осознать себя (почувствовать  свои пальцы, ладони, локти, плечи, …) – все это предотвращает в дальнейшем различные неврозы, дает человеку уверенность и самообладание. Недаром такие игры встречаются в фольклоре многих народов мира.

 

Автор статьи: Романова И.В. учитель-логопед.