Адаптация
Поступление в детский сад – значимое событие для ребенка, его первые знакомство с жизнью в обществе, с традициями, правилами и законами коллектива. Для многих детей это еще и первая «серьезная» разлука с мамой или другими членом семьи, с которым ребенок привык находиться постоянно. Известно, что адаптация к новым условиям проходит значительно легче, если родители правильно подготовили малыша к этому важному этапу жизни.
При подготовке к дошкольному учреждению необходимо учитывать следующее:
· Посещение детского сада лучше начинать в возрасте 3 лет – когда ребенок достаточно созреет как физически, так и психологически. В то же время, следует помнить, что при позднем поступлении в детский сад (в 5-6 лет) дети сложнее привыкают к смене условий и требований, хуже приспосабливаются к правилам уже сложившегося детского коллектива
· Поступление в дошкольное учреждение необходимо планировать заранее – тогда у родителей будет больше времени на подготовку и больше шансов для своевременного получения места в желаемом детском саду
· Важно отдавать себе отчет в том, что период поступления ребенка в дошкольное учреждение будет достаточно напряженным для всей семьи. Уже сложившийся и ставший привычным ритм жизни будет нарушен. Например, важно спланировать кто сможет отводить ребенка в детский сад (в некоторых ситуациях лучше, чтобы ребенка провожала не мама, а тот человек, к которому ребенок меньше привязан), забирать домой, кто будет оставаться с ребенком во время болезни и т.д.
· Часто необходимость отдавать ребенка в детский сад становиться стрессом для родителей, особенно для мамы. Волнение в данной ситуации вполне оправдано, однако оно не должно быть чрезмерным и не должно передаваться ребенку. Ребенок должен ощущать, что он по-прежнему любим и дорог родителям, просто он стал уже достаточно большим, чтобы не «сидеть дома», а познавать новое, расширять кругозор своего общения и своих интересов.
· Существует общие и специальные мероприятия по подготовке к дошкольному учреждению. К общим мероприятиям относится режим дня, рациональное питание, физическое воспитание, закаливание в повседневное жизни, формирование необходимых навыков. Специальные мероприятия состоят в постепенном приспособлении ребенка к условиям конкретного учреждения.
· Большое значение имеет создание мотивации. Следует формировать положительное отношение к обществу ровесников, интерес к новой стороне жизни.
· Не следует забывать о «медицинской» стороне вопроса. Важно предварительно посоветоваться с участковым педиатром о возможности и сроках начала посещения детского сада, необходимости дополнительного обследования или оздоровления. Все рекомендации врача должны быть выполнены в полном объеме и вовремя.
· Особое внимание необходимо уделить прививкам. Возраст поступления в детский сад – период интенсивного расширения сферы контактов. При недостаточной защищенности ребенка от инфекций это может привести к повышенной заболеваемости. Надежную специфическую защиту от агрессивных микробов обеспечивает вакцинация. Нужно проверить, все ли прививки были сделаны ребенку и при необходимости вакцинировать малыша. Позаботиться об этом следует заранее: непосредственно перед и поступлением и в течение всего периода адаптации детей не прививают.
· Когда известно в какой детский сад и в какую группу пойдет ребенок, можно начинать непосредственное знакомство. Важно узнать особенности распорядка дня в детском саду и постараться включить некоторые элементы в домашний режим, изучить меню детского сада и включить некоторые блюда в домашнее питание малыша
· Очень важно познакомить воспитателя с особенностями ребенка: привычками, характером, любимыми игрушками и занятиями, любимыми блюдами, уменьшительным именем малыша, сложившимися стереотипами поведения (укладывания спать, пробуждение, одевание и т.д.)
· В период адаптации рекомендуется снизить объем «дополнительных» впечатлений (хождение в гости, кино, театры, просмотр телепередач).