Страница обновлена 08.02.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
№ 28" города Ярославля

Страница обновлена 08.02.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
№ 28" города Ярославля

Добро пожаловать на страничку педагога-психолога !

 

Беловой Татьяны Геннадьевны.

 

 

В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЁЗ!

 

Дети раннего возраста имеют свои, специфические, присущие только этому периоду, этапы психологического и эмоционального развития.
Среди них: сенсомоторная деятельность (ощущение и восприятие),  преобладание процессов возбуждения над торможением (отсюда неспособность контролировать эмоции и долго усидеть на месте), повышенная эмоциональность, подражание взрослым, чувствительность.

Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависят от таких факторов, как:

  • возраст ребенка: легче адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет, сложнее – после 4 лет;
  • состояние здоровья и уровень развития ребенка: здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации;
  • индивидуальные особенности ребенка: поведение ребенка в значительной мере зависит от типа нервной системы;
  • уровень натренированности адаптационных механизмов: дети, которые уже бывали в разных ситуациях, которые любят ходить в гости и умеют переносить стресс, легче привыкают к детскому заведению;
  • опыт общения со взрослыми и сверстниками: т.е., умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми. 

Учитывая это, ученые и практики выделяют три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Первая группа – те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Такие дети коммуникабельны, самостоятельные.

Вторая группа – малыши, которые адаптируются медленнее и тяжелее. Поведение таких детей нестабильно. Периоды заинтересованности игрой сменяются периодами безразличия, капризами. Навыки игры и общения развиты у них недостаточно.

Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новому. Такие дети несамостоятельные, неконтактные. Сон, аппетит – плохие, возможно и вовсе отсутствуют. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения, возникновению неврозов у ребенка.
Наблюдения показывают, что мальчики 3-5 лет хуже переносят разлуку с родными. А лучше проходит адаптация в возрасте после 1 года 6 месяцев.
Средний срок адаптации - 7-10 дней в ясельных возрасте, с 3 лет - 2-3 недели; 5-6 лет -1 месяц.

Для того, чтобы процесс адаптации не затягивался, необходимы следующие условия:

- Поддерживать положительную установку, желание идти в сад;

- Прислушиваться к советам педагогов, если ребенок чувствует между родителями и воспитателем полное понимание – он быстрее привыкает;

- В первые дни рекомендуется кратковременное пребывание в группе – 1-2 часа;

- Приблизить домашний режим к режиму садика;

- Провести все профилактические мероприятия, рекомендованные врачом;

- Воздерживаться от шумных массовых представлений, чтобы уменьшить эмоциональную нагрузку;

- Обучать навыкам самообслуживания (одевание, умывание, собирание игрушек).

Возникновение у ребенка устойчивого «адаптационного синдрома» свидетельствует о его неготовности к выходу из семьи.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите его туда, чтобы он представлял, что это такое.

2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет сюда ходить. Расскажите родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, – ведь его приняли в детский сад.

3. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. 

4. Расскажите ему, что взрослые "тети", с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.

5. Скажите, что теперь утром вся семья будет отправляться на работу: папа и мама – на свою работу, старший брат или сестра – в школу, а он – в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему в письменном виде: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.

7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ – тем спокойнее и увереннее чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как ему заранее "обещано", – он чувствует себя увереннее.

8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания – не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.

9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обсудите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить ", и воспитатель даст тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателям ".

11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".

12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не забирать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

13. Ознакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его мнение о новых друзьях. 

14. Вводить ребенка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не идите сразу. А, прощаясь, обязательно скажите, что вернетесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

15. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: обычная теплая вещь, пахнущую домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частица безопасности.
16. Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в саду.

17. На первых порах старайтесь уделять своему ребенку тройную дозу внимания дома и на прогулках, напоминайте вечером ему садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное – не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок идет в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к детскому саду, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад – это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

19. И, наконец, самое главное: водите ребенка в детский сад систематически, не поддаваясь на все уговоры. Стоит только пропустить 3 дня – и адаптация начинается для ребенка сначала. Поэтому настройте, в первую очередь себя, что ребенок должен посещать садик регулярно, только тогда он может привыкнуть к обстановке.

НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ РЕБЕНКУ УТРЕННЕЕ ПРОЩАНИЕ

• Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Иначе малыш почувствует ваше беспокойство и ему будет еще сложнее успокоиться.
• Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещь, что напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
• Никогда не пытайтесь «ускользнуть» незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он доверял вам.
• Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его: например, всегда целуйте ребенка в щечку, а затем нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.
• Не пытайтесь подкупить ребенка, например, обещанием купить новую игрушку, чтобы он остался в детском садике.
• Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он устраивал, ему все равно придется идти в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с капризами и слезами ребенка.

                                        

Консультации для родителей:

Детская агрессия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Скоро в школу

У меня растет дошкольник

Ребенок и горшок

Мои достижения: