УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры корпус А: г.Ярославль, ул.Суздальская, д.17а
«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности
В МДОУ "Детский сад №28" функционирует 2 группы компенсирующей направленности – для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития и одна группа комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Группы и кабинеты коррекционной работы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ разработаны: адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) на основе ФАОП и ФГОС ДО и адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на основе ФАОП и ФГОС ДО
Адаптированные программы разработаны с учётом особенностей развития воспитанников, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления:
· создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Также учитываются:
· индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
· возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.
- Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
В детском саду функционирует ППк (психолого-педагогический консилиум).
Помещения для организации образовательного процесса для воспитанников с ОВЗ
В МДОУ «Детский сад № 28» имеются помещения, которые используются и могут использоваться для работы с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальный зал. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МДОУ "Детский сад № 28" имеет два отдельно стоящих здания, расположенных по адресу: ул.Суздальская, д.17а и Старое Костромское ш., д.42.
На зданиях есть таблица с наименованием организации, выполненная шрифтом Брайля.
Здания оснащены системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации, входные площадки имеет навес.
Конструктивные особенности зданий МДОУ «Детский сад № 28» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Для вызова сопровождающего – оборудован звонок на высоте, адаптированной для лиц с ОВЗ.
Территория МДОУ "Детский сад №28" асфальтирована или имеет твердое покрытие. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
МДОУ "Детский сад № 28" функционирует психолого-педагогический консилиум, который взаимодействует с центральной психолого-медико-педагогической комиссией, с МУ Центр "Развитие", с МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района" (отделение психолого-педагогической помощи семье и детям).
Официальный сайт МДОУ "Детский сад № 28" имеет версию для слабовидящих.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категориив МДОУ "Детский сад № 28" будут созданы необходимые условия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категориив МДОУ "Детский сад № 28" будут созданы необходимые условия.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категориив МДОУ "Детский сад № 28" будут созданы необходимые условия.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.
Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимымоборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Согласно СанПиН от 2.3/2.4.3590-20 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей.
- В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся:
- утренняя гимнастика,
- подвижные и малоподвижные игры,
- корригирующая гимнастика после сна,
- гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Во время образовательной деятельности происходит смена видов деятельности; используется разнообразный и вариативный дидактический материал, который безопасен для детей, используются здоровьесберегающие технологии, такие, как различные виды гимнастик (утренняя, дыхательная, артикуляционная, корригирующая, психогимнастика, для глаз), кинезиологические упражнения, игры и прогулке на свежем воздухе, закаливание.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад № 28» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.